ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕКТОРА ЛОГИСТИКИ ПРИ СЕГОДНЯШНИХ НЕОПРЕДЕЛЕННЫХ СЦЕНАРИЯХ

Грузовые международные автомобильные перевозкиЭкономическая неопределенность, возникшая в результате дальнейшего развития пандемии, продолжается уже много месяцев. Кроме того, перевозчики должны адаптироваться к меняющимся правовым нормам. Однако, как отмечают эксперты, даже в это непростое время можно реализовать стратегии, дающие шанс на стабилизацию и развитие.

Транспортная ситуация напрямую зависит от состояния экономики. Таким образом, падение объемов международных автомобильных перевозок было неизбежным, поскольку из-за пандемии во втором квартале 2020 года мы пережили первую крупную рецессию с начала 1990-х годов. Экономика быстро восстановилась, но рост потребления во многом был обусловлен реализацией отложенного спроса. Промышленность находится в лучшем положении.

- Прорыв в отрасли имеет гораздо большие фундаментальные основы и гораздо лучшие перспективы. Мы наблюдаем так называемые эффекты замещения, которые имели место много раз при замедлении европейской экономики, и заключаются в вытеснении конкурентов за счет более низких затрат и цен. Промышленность может продолжить эту тенденцию, в отличие от внутреннего спроса, который снова начинает медленно снижаться. Хорошее состояние отрасли подтверждается растущими показателями PMI, например, для Польши или Германии, - говорит Петр Бельски, директор департамента экономического анализа Santander Bank Polska.

Несмотря на это, неопределенность в отношении экономического будущего растет в свете второй волны пандемии.

- Все указывает на то, что предстоящие спады не будут такими серьезными. Однако следует предположить, что они появятся снова, если придет больше волн пандемии, но каждая волна должна быть все меньше и меньше. Такая картина может повторяться до тех пор, пока не появится медицинское решение проблемы с вирусом, - добавляет Петр Бельски.

Возникла еще одна экономическая проблема. По мнению Европейского парламента, Пакет Мобильности создает дополнительные угрозы для международных автоперевозчиков. Новые правила могут значительно увеличить затраты и снизить интенсивность их деятельности. В основном это касается транспортных компаний, специализирующихся на кросс-трейдинговых и каботажных перевозках.

Стоянка отдыха для водителей грузовых автомобилейИз правил, которые уже вступили в силу, обязанность водителя регулярно еженедельно отдыхать вне кабины и каждые 4 недели возвращать водителя в страну проживания или местонахождение компании. С 2022 года необходимо будет возвращать машину на базу каждые 8 ​​недель, кроме того, будут действовать новые ограничения на каботаж и правила размещения.

- В пессимистическом сценарии внедрение Пакета Мобильности может привести к снижению производительности транспорта на 20%, что приведет к снижению доходов отрасли на 1,3–2,0 млрд евро. Это повлечет за собой безвозвратную потерю 40-60 тысяч рабочих мест для перевозчиков в сфере международных перевозок, - прогнозирует Мацей Вроньски, президент Ассоциации работодателей Польши по транспорту и логистике.

Ситуация на рынке может означать, что некоторые из этих угроз можно превратить в возможности!!!

- В оптимистичном сценарии спад может быть временным. По оценкам, в Европе не хватает около 500 000 водителей. Нам могут благоприятствовать пандемия, Brexit и торговые войны между США и Китаем, которые могут побудить производителей размещать производственные и логистические инвестиции в других странах. В результате спрос на транспорт может быстро восстановиться, а рост затрат может быть компенсирован более высокими тарифами.

Сегодня на рынке больше возможностей.

Сферы рынка, которые в долгосрочной перспективе имеют тенденцию к росту и более устойчивы к кризису, вызванному пандемией, являются хорошим направлением. Интермодальные перевозки - это такой сегмент, который с 2009 года постоянно растет в Европе. По данным ЮТК, этот сегмент увеличил показатели перевозок на 9,8% в 2019 году, но также оказался антицикличным в кризисной ситуации. Повышение произошло даже во втором квартале этого года. (+ 5,5% г / г). Вес товаров, перевозимых по железной дороге, уменьшается, что в основном связано с сокращением объемов общественного транспорта. С другой стороны, доля интермодальных перевозок в общем объеме железнодорожных перевозок растет. В первом полугодии это 14,4% транспортных показателей по сравнению с 12,7% в 2019 году.

автомобильные перевозки- Все больше перевозчиков и заказчиков рассматривают интермодальные перевозки как направление развития. Вполне возможно, что Восточная Европа в будущем станет очень сильным игроком на рынке интермодальных перевозок. У интермодальных перевозок много преимуществ - они решают проблему отклонения водителей от международных маршрутов, снижают риск заболеваний, сокращают время доставки товаров, поскольку они обходят автомобильные пограничные переходы, а также являются более экологичными, - отмечает Марцин Журовски, директор Интермодального терминала CLIP Group.

Европейский рынок уже переполнен, по этому развитие скрывается в новых географических направлениях.

Несмотря на текущий кризис, развитие международных автоперевозок грузов внутри ЕС ограничено, поскольку рынок зрел и насыщен. Только в 2017-2019 годах транспортные показатели стран ЕС 28 превысили уровень 2008 года. Возможности можно найти за пределами ЕС, такими направлениями являются Ближний и Дальний Восток. За пределами Китая это небольшие рынки, хотя они относительно быстро растут. Но добиться успеха на них совсем не просто.

- Мы выделили особую компанию, потому что восточные направления требуют особого подхода. Неопределенность, связанная с этими рынками, возникает из-за больших расстояний, поездок за пределы ЕС и "других" таможенных правил. Проблемы начинаются, когда по каким-то причинам нельзя въехать в данную страну. Тогда остаемся "сам-на-сам" с товаром, сложными таможенными и разрешительными процедурами. Следовательно, опытные и терпеливые сотрудники, знающие таможенные правила и процедуры, являются необходимым ресурсом. Существуют также культурные различия и психологические барьеры. Не все хотят ехать на Восток из соображений безопасности, но и из соображений удобства. Водители предпочитают более короткие поездки в Западную Европу, - говорит Бартломей Лапиньски, управляющий директор Raben East.

Вы должны оценить возможности, но также и угрозы, существующие в этих странах.

автотранспорт международныйОсновной вопрос - сможете ли вы конкурировать на Новом шелковом пути, здесь огромная конкуренция из Беларуси и Казахстана. Ограничением также является невозможность въезда в Китай. 

Объемы международных перевозок, выполняемые на рынках за пределами ЕС, определенно ниже по сравнению с перевозками, выполняемыми в ЕС. Специализация в определенных географических направлениях может особенно хорошо работать в сочетании со стратегией ухода от больших объемов и определения вашей области через призму стоимости перевозимых товаров.

Всегда есть время искать новые рынки, в том числе нишевые. Мы нашли свои ниши, обслуживая секторы, производящие дорогостоящие продукты, такие как фармацевтические препараты и табачные изделия. Благодаря этому можно эффективно осуществлять перевозки в Северную Африку, например, в Марокко. Одним из факторов успеха является гибкость автопарка и обеспечение возврата товаров для нужд рынков ЕС, - говорит Роман Яросевич, менеджер по продажам, Boekestijn Transport Service.

Статья подготовлена ​​на основе экспертного вебинара «Автомобильный транспорт перед лицом угроз и новых возможностей для бизнеса», организованного Ассоциацией работодателей по транспорту и логистике Польши, Голландско-польской торговой палатой и Santander Bank Polska.