Десятилетия назад у большинства крупных производственных компаний были полноценные внутренние логистические службы и собственный парк транспортных средств. В настоящее время, когда каждая деталь имеет решающее значение для получения конкурентного преимущества, а бизнес становится более цифровым, все меньше и меньше компаний могут нести бремя управления цепочкой поставок самостоятельно. Решение о частичном или даже более полном аутсорсинге логистики может быть трудным для компании. Сложность заключается в том, что последствия аутсорсинга вынуждают изменить текущую бизнес-модель предприятия, а выбор логистического партнера сопряжен с риском. Однако, как показывает опыт, преимуществ аутсорсинга больше, и поэтому многие компании, которые хотят сосредоточиться на своем основном бизнесе, используют его.
Промежуточной моделью между независимым выполнением всех логистических операций и полным аутсорсингом в прошлом было создание производственными компаниями специализированных предприятий, которые предоставляли логистические услуги для материнской компании, а также для других организаций, используя обширные ноу-хау и оптимизируя затраты за счет экономии на масштабе. Примером могу служить Peugeout, основавшая GEFCO в 1949 году. Его задача заключалась в предоставлении логистических услуг для завода по сборке автомобилей Peugeot в Сошо и в оптимизации транспортных расходов. Или компания Ист-Вест Логистик, которая начинала в 2005 году как отдел внешней экономической деятельности (ВЕД) украинского торгового холдинга.
Основные 7 преимуществ делегирования логистики операторам
Снижение постоянных затрат
Высокие постоянные затраты могут вызвать серьезные проблемы для компаний, поскольку, в отличие от переменных затрат, они остаются на одном уровне, несмотря на колебания производства. В условиях кризиса или сезонных особенностей бизнеса передача управления логистическому партнеру освобождает компанию от обязанности содержать часть персонала, пустые складские площади и собственные транспортные средства. Производительность также увеличивается, поскольку руководство компании может сосредоточиться на управлении командой по производству и техническому обслуживанию, а не на управлении поставками для производства и сети продаж.
Большие возможности для развития
Гибкость - одно из наиболее важных преимуществ сотрудничества с логистическим оператором, поскольку она позволяет плавно реагировать на колебания спроса и реализовывать планы расширения рынка. Даже если исходная складская потребность была на уровне 20 тыс. м, но за короткое время потребности компании увеличились вдвое, логистический оператор может масштабировать объем услуг в соответствии с текущими ожиданиями своего клиента, поскольку у него есть процедуры расширения, а также быстрый доступ к человеческим и материальным ресурсам. Большинство производственных компаний столкнутся с трудностями и, как следствие, будут тратить значительно больше денег, если будут выполнять эту задачу самостоятельно. То же самое и с дополнительными транспортными средствами, которые увеличиваются пропорционально масштабам производства и спросу на товары.
Оптимизация транспорта
Пустой пробег приносит наибольшие убытки при международных грузовых перевозках. Без вовлечения других субъектов и объединения их грузов в плавный поток оптимизация транспорта на практике невозможна. Преимущество логистического оператора заключается в возможности консолидации грузов для разных клиентов, что обычно не под силу предпринимателю. Например, GEFCO Polska имеет общую сеть групповых перевозок для входящих проектов, которая собирает товары от сотен поставщиков и передает их в центры перевалки. Там происходит группировка грузов и целые перевозки направляются на производство.
Экспертные знания и опыт других проектов
Опыт, накопленный на многих рынках и окупающийся за несколько десятилетий. Доверие к логистическому оператору всегда важно, и его высшая степень проявляется в проектах, реализуемых в формате 4PL, где клиент уходит из своих собственных структур и поручает оператору 4PL управление не только транспортом, но также логистическим инжинирингом, закупками и выставлением счетов. Производственная компания также извлекает выгоду из переноса логистического опыта из других проектов. Например, многолетний опыт EWlog в области комплектования заказов для клиентов из автомобильной промышленности можно полностью перенести на проекты, реализуемые для производителей электроинструментов.
Глобальный охват
Выход на новые рынки не всегда прост, поскольку в разных экономических зонах и странах могут быть разные процедуры, в том числе - пошлины и налоги. Поэтому компании ищут логистических партнеров на новых рынках, которым они будут делегировать вопросы, связанные с международными перевозками, таможенным оформлением, получением разрешительных документов, хранением и выполнением других формальностей. Наибольшую ценность в этом отношении предлагают глобальные логистические операторы, которые имеют полный портфель продуктов и работают на всех континентах, без необходимости привлечения дополнительных субподрядчиков.
ИТ-инструменты. Собственный или оператор?
Оцифровка бизнес-процессов упрощает ведение бизнеса, но в то же время требует инвестиций в новые технологии, что требует времени и денег. В настоящее время автоматизация процессов и внедрение решений на основе искусственного интеллекта касается как производства, так и логистики, где интерес сосредоточен на мониторинге цепочки поставок в реальном времени. С точки зрения производственной компании большие затраты на современные системы управления для всего логистического процесса обычно не имеют экономического обоснования.
Сегодня самые современные и дорогие технологии управления логистикой принадлежат операторам, которые разрабатывают единые системы отслеживания процессов с возможностью подробной и эффективной отчетности для клиентов в режиме реального времени через интерфейсы. Затраты на разработку и внедрение этих систем распределяются между многими пользователями, что значительно снижает затраты и повышает конкурентоспособность веб-сайта. Чтобы решения были оптимальными и актуальными, EWlog сотрудничает с акселераторами и инкубаторами для стартапов. Все это приводит к увеличению автоматизации процессов и внедрению новых решений.
Делегирование нескольких задач
Масштаб делегирования задач от производственной компании логистическому оператору очень широк и колеблется от 1PL до 3PL и 4PL. В случае обширного аутсорсинга задач, логистическая инженерия и закупки по-прежнему часто выполняются предприятием, хотя эти области часто приводят к кажущимся низким затратам, например, на дополнительные консультации или обзоры рынка. Делегирование многих задач в руки операторов 4PL часто имеет оппонентов в производственной компании, которые боятся изменений и опасаются за свое профессиональное будущее. Однако 4PL - не новая модель сотрудничества на рынке, и у логистических операторов есть много хороших практик, которые могут развеять вышеуказанные сомнения.