CMR (ЦМР) - что это? Правила заполнения товарно транспортной накладной

 Бланк ЦРМСМR (ЦМР)  – это документ - транспортная накладная, которую используют при грузовых автомобильных перевозках между странами, которые присоединились к Конвенции о договоре международной автомобильной перевозке грузов.

  СМR подписывается грузоотправителем, получателем груза и транспортной компанией. Для того чтобы на границе не возникало никаких вопросов, нужно четко ориентироваться, кто и что будет заполнять. Давайте сразу отметим, что поля отмеченные звездочкой, не обязательны для заполнения.

Отправитель груза вносит данные в поля 1-15, 21, 22.

Пройдемся по ним более детально:

1 –  Грузоотправитель  (название компании/предприятия, адрес, страна). Если продавец один, а отправитель другая компания, то чтоб избежать недоразумений во время пересечения границы или таможенного оформления нужно указывать этот факт.
К примеру: “A”  LTD (Address)  on behalf of “B” LTD (Address), где компания А является грузоотправителем, а компания В – продавцом.

2 – Грузополучатель (название компании/предприятия, адрес, страна). 

ВАЖНО!!! Это касается 1-го и 2-го пунктов. Название грузоотправителя и получателя, можно взять из инвойса, контракта. Нужно следить, чтоб все буквы, цифры были указаны корректно.

3 – Место разгрузки груза. Необходимо указывать этот пункт, для того чтоб не возникало вопросов в момент грузоперевозки, т.к. много контролирующих органов могут проверять данную перевозку, такие как автоинспекция, служба по безопасности на дорогах, пограничники, таможня.

Эти данные можно посмотреть в договоре-заявке транспортной экспедиции.

4 – Место и дата погрузки груза. Эту информацию можно взять также из договора-заявки. Важно указать фактическое место погрузки, т.к. маршрут документально начинается именно с этого пункта.

5 – Прилагаемые документы. К ним относятся: счет-фактура, экспортная таможенная декларация (возможны также СТ-1, страховые полисы, сертификаты Евро-1, товаросопроводительные документы). ОЧЕНЬ ВАЖНО сверить все эти данные, чтоб соответствие было 100%.

6 – Знаки и артикулы, класс опасного товара. Чаще всего, исходя из нашего опыта, сюда заносят номера упаковочных листов, номера моделей, какую-либо отличительную маркировку.

7 – Количество товара. В этом поле указывается количество мест. Если товар отгружается в коробках (10 шт.), но они установлены на одной паллете, то указанное количество будет – 1 шт., а если без паллет, то 10 шт.  Водитель должен удостовериться, что фактическое колмчество, соответствует заявленному. Именно так перевозчик и принимает товар.

8 – Характер упаковки. Зависит от того как упакован товар: коробки, паллеты, ящики, канистры, бочки, контейнеры, мешки и т.д.

9 – Название товара. Тут позволительно отойти от точных формулировок, но наименование груза должно точно соответствовать перевозимому грузу. К примеру - в инвойсе может быть триста позиций разнообразных автомобильных запчастей, а в ЦМР мы укажем «Motor car accessories»

10* – Статистический номер. Этот пункт содержит данные про код товара, который перевозится. Идет речь про гармонизированный код товара согласно международной классификации. У нас в стране это УКТЗЕД, в странах СНГ – ТНВЭД, в англоязычном мире – это HS code.

11 – Брутто-масса. Общий вес груза с упаковкой. Данная информация берется из упаковочного листа и должна четко соответствовать реальному весу в авто. Допускается максимальное отличие в 250 кг. При пересечении границы, авто могут взвесить и если вес будет превышать заявленный, то возникнут сложности. За взвешивание, досмотр и простой придется платить из своего кармана.

12* – Объем (в м3). Комментарии тут излишни.

Информацию по пунктам 7, 11, 12 можно почерпнуть из упаковочных листов (Delivery Note).

13* – Предписания грузоотправителя (например, таможенная очистка).

(здесь могут содержаться уточнения, которые касаются места доставки либо таможенной очистки перевозимого товара). В данном поле, также, может идти речь о цене на товар (данная информация указана в инвойсе, цифры из которого обязаны соответствовать содержанию этой графы). А иногда может быть отмечен госномер полуприцепа/контейнера.

14*  –  Обратная доставка,  если полуприцеп/контейнер вывозят из другой страны  после, того как он находился некоторое время там, тогда в этом поле пишется его госномер.

15  – Условия оплаты, важный пункт, требующий пристального внимания и обязательного заполнения, сведения о нем, можно взять из инвойса/контракта. Условия поставки (см. инфо тут Инкотермс) должны совпадать в инвойсе и СМR. (EXW, FCA, FAS, FOB и др.)

21 – Место составления, здесь следует указать дату и название населенного пункта, где составлялась CMR. Чаще всего это место погрузки.

22 – Подпись и штамп отправителя. Данная информация должна соответствовать пункту № 1 (название компании/предприятия, адрес). Допускается печать склада, логистической компании, лица представителя, где хранился товар, кто отгружал.

 

 Теперь поговорим о пунктах, в которые вносит данные перевозчик товараЗаполнение ЦМР

                  Поля, заполняемые грузоперевозчиком: 16 – 19, 23, 25-29

16 –  Данные о перевозчике (название транспортной компании, ее фактический адрес, номера телефонов), зачастую в виде штампа.

17* – Данные о следующем перевозчике (информация вносится только при условии, если перевозка осуществлялась двумя и больше грузоперевозчиками). Но, чаще всего при смене перевозчика меняется и ЦМР, в пункте отправителя указывается склад перегрузки, а в этом поле – новый перевозчик.

18* – Замечания грузоперевозчика. Когда происходит прием груза, перевозчик должен контролировать процесс загрузки, при этом важно указать и проверить, что он принимает количественно и качественно, к примеру, иногда в следствии легкомысленности перевозчика, на месте выгрузки вскрывается несоответствие количества товара, той информации, которая была указана в накладной. Если водитель заметил какие-либо повреждения упаковки, это нужно обязательно указать в ЦМР, так как по прибытию все претензии адресуются именно ему (соответственно ущерб должна будет оплачивать транспортная компания).

23 – Печать и подпись предприятия перевозчика. Когда водитель заполняет данное поле накладной CMR, то тем самым дает согласие на то, что он подтверждает условия договора перевозки. Еще возможен такой вариант, например, грузоотправитель сделал СМR к моменту прибытия перевозчика, тогда в этой графе записывают наименование предприятия (перевозчика) вместо штампа.

25 – Регистрационный номер - указывается госномер тягача и полуприцепа, которые осуществляют перевозку. Эту информацию можно взять из договора-заявки транспортной экспедиции, техпаспорта авто.

26* Тягач/Марка/Полуприцеп - указываются марки и модели транспортных средств.

19*, 27* – Из нашего опыта, мы редко встречаем чтоб заполняли данные поля. Но  все же, следует отметить, что в этих пунктах при надобности указываются данные о тарифе, который используется (сдельный, договорной), иногда указывается цена перевозки (подлежит к оплате: ставка, скидки, разность, надбавки, дополнительные сборы, прочие доплаты).

Если же перевозка базируется на договоре, фрахт заранее не фиксируется, из-за чего эти поля не заполняются.

Пример заполнения ЦРМ

Поле для заполнения грузополучателем

24 – Получение груза (Дата, подпись, штамп получателя)

Данный пункт очень важен для транспортной компании, так как это является единственным подтверждением, что груз доставлен в конкретное место, в определенную дату и никаких претензий к выполненной работе транспортной компании нет. Требуется печать, дата, роспись, фамилия, инициалы, кто принял данный груз со стороны грузополучателя. Учтите, что после того как импортер или грузополучатель поставил печать, невозможно предъявить претензии по грузу. Поэтому внимательно проверяйте груз, до того момента как подписать документ. Мы, наших клиентов, заранее предупреждаем об этом.

Конечно же, существуют очень много разных нюансов, как по заполнению этого документа, так и в целом по международным грузоперевозкам. Обращайтесь в нашу компанию, мы готовы стать вашим лоцманом в бурных водах международной логистики и доставить ваш груз без приключений.